Консалтинговый портал
ООО «ИРМИТА-КОНСАЛТ» по ГДК, металлургии, ТЭК и логистике
English
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
German
Japanese
Korean
Portuguese
Russian
Spanish




Аперитив черничный, заграничный (16-20 ноября 2009 г.)

Дата: 23.11.2009 19:44

 

Наш любимый классик и современник Эльдар Рязанов, как известно, прекрасно умеет снимать и комедии, полные искрометного юмора, и тяжелые социальные драмы. Вот и на рынке черной металлургии стран ЮВА и АТР, как и на театральных программках, вырисовываются сразу две маски...

В Китае, как в послевоенном СССР, царит внешне позитивная и даже праздничная атмосфера. Металлурги веселятся и поют, будто герои «Карнавальной ночи»: сталевары опубликовали статистику, согласно которой спрос на сталь в КНР за текущий год вырос на 20%, а объемы ее производства превысят 600 млн. тонн. В будущем году прогнозируется дальнейший рост «звездочек».

Еще бы их количество не увеличивалось! Только на прошлой неделе китайские корреспонденты SOGRA сообщили о двух новых сталелитейных предприятиях, которые скоро будут построены в Поднебесной. В провинции Хэбэй местная металлургическая группа компаний создаст комбинат мощностью 10 млн. тонн толстого листа, предназначенного для судостроителей. А в Гуанси-Чжуанском АР появится предприятие по выпуску 500 тыс. тонн слябов из нержавейки, где также будут производиться легирующие ферросплавы - ферроникель и феррохром.

Зачем китайцам так много нержавеющей стали? Все очень просто: они хотят потеснить американцев, немцев и японцев на мировом автомобильном рынке, а также насытить громадный внутренний спрос. Если в других странах объемы продаж новых машин падают, то в КНР, по данным агентства Bloomberg, за десять месяцев сего года они выросли на 42%, а за октябрь - сразу на 76%, почти до одного миллиона новеньких авто. Так что нам впору воскликнуть: «Берегись автомобиля!». Причем китайского. Можно также обсудить бессмертную тему «Гаража».

Вместе с производством стали растут и закупки Поднебесной железорудного сырья для выплавки этого сплава. В 2009 г. его импорт увеличился на 40% и в следующем году падать явно не собирается. Параллельно набирает обороты процесс зарубежной сырьевой экспансии китайцев - на минувшей неделе группа компаний Hongqiao, зарегистрированная в Гонконге, поставила под свой контроль фирму Xianglan Brazil, которая, в свою очередь, приобретает железорудное месторождение в Бразилии.

Впрочем, как бы ни старались китайцы проникнуть на территорию крупнейших стран-поставщиков ЖРС, Австралии и Бразилии, от роста цен на железную руду в 2010 году их это не убережет. Уже сейчас она ощутимо дорожает - на прошлой неделе тонна в КНР стоила $104-108, а наличные цены в Австралии достигли трехмесячного максимума - почти $101.

Понимая, что ждать «Зигзага удачи» котировок на железорудном рынке напрасно, КНР вкладывает деньги в развитие собственных горнодобывающих проектов. Так, группа компаний Jinze в следующем году начнет в провинции Ганьсу строительство обогатительного комбината мощностью 600 тыс. тонн концентрата на базе местного месторождения Дэлэноэр с запасами, оцениваемыми в 400 млн. тонн железной руды. Инвестиции в рудник и ГОК достигнут 400 млн. юаней.

Но если ЖРС китайцы активно добывают, то феррохром им приходится, в основном, импортировать из ЮАР и Турции. Правда, теперь конкуренцию этим поставщикам составит Индия - сделкой недели можно назвать соглашение между флагманом черной металлургии КНР, Baosteel, и индийской корпорацией Ferro-Alloys (FACOR). Стороны договорились о долгосрочных поставках феррохрома, но, увы, пока не раскрыли всех деталей контракта.

Хромовые аппетиты Поднебесной, без сомнения, будут расти в ближайшие годы: например, компания Shanxi Wanyang уже в 2010 г. намерена увеличить свои феррохромовые мощности со 120 до 200 тыс. тонн в год. Китайцы закупают хромовую руду даже в далекой от них Албании - почему бы и российским производителям хромитов не закрутить с ними «Служебный роман»?

Торговля этим сырьем становится все более выгодным делом, ведь цены на хромовый концентрат в Китае растут два месяца подряд. Вслед за их увеличением в ЮВА продолжается удорожание стали. Так, во Вьетнаме компания Vietnam Steel повысила свой прайс-лист в среднем на $11 за тонну. Арматура ее производства будет стоить $644/т, а катанка - $655. Свой значительный вклад в повышательный тренд на стальном рынке АТР делает черная металлургия Японии, которая продолжает ограничивать и сдерживать свои мощности. Местные «Старики-разбойники», самураи сталелитейных цехов, в октябре 2009 года снизили объемы выплавки почти на 13% по сравнению с АППГ.

Несмотря на такую осторожность, японские сталевары рассматривают возможность строительства новых комбинатов. Правда, не в своей стране, а в Индии с ее динамично растущим металлургическим рынком. Индийская компания JSW Steel и японский холдинг JFE планируют создать сталелитейное совместное предприятие в Западной Бенгалии. Однако суждено ли возникнуть этому «Вокзалу для двоих», неизвестно, ведь в этой стране непросто решаются вопросы землеотвода, что несколько охлаждает ее инвестиционный климат. По сообщению Financial Times, в октябре сего года стальной магнат Лакшми Миттал решил отложить на неопределенный срок планы постройки двух комбинатов в штатах Орисса и Джарканд совокупной годовой мощностью 24 млн. тонн. Вроде бы и не «бесприданница» уважаемый мистер Миттал, а страдает от непонимания и суровых нравов Родины, будто герои «Жестокого романса».

Агентство Reuters на прошедшей неделе рассказало о том, что индийская компания Tata Steel намерена вложить около $238 млн. в расширение добычи ЖРС. Инвестиции должны позволить ей нарастить объемы годового производства железной руды на 55% до 17 млн. тонн в 2010-11 гг. При этом параллельно в Индии закрывается сразу 50 железных рудников в штате Орисса - по мнению властей, эти «Старые клячи» не соответствуют современным экологически требованиям. Вот и еще одна причина роста цен на руду!

 

Частичное или полное копирование данного материала разрешается только с указанием гиперссылки www.sogra.ru и автора публикации