Консалтинговый портал
ООО «ИРМИТА-КОНСАЛТ» по ГДК, металлургии, ТЭК и логистике
English
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
German
Japanese
Korean
Portuguese
Russian
Spanish




Перспективы развития портовой инфраструктуры на базе портовых СЭЗ Китая

Дата: 11.01.2010 3:00


                                                          Важным направлением в развитии отношений с Китаем является создание свободных особых экономических зон

                                                         В.Ишаев, из интервью газете "Тихоокеанская звезда", декабрь 2009 г.

 

К концу 2009 г. необходимость активизации партнерства РФ с Великим Соседом приобрела особую актуальность. При этом многие российские руководители высокого ранга отметили необходимость использования положительного опыта КНР в создании свободных экономических зон, а также интенсивного развития транспортной инфраструктуры, который наиболее показательно проявляется в формировании Поднебесной системы портовых свободных экономических зон (СЭЗ).

Отметим, что привлечение в проекты китайских портовых СЭЗ зарубежного капитала стало возможным в результате проведения Пекином «политики открытости», направленной на привлечение иностранных инвестиций в китайскую экономику в виде займов и прямых вложений в организацию СП с зарубежными партнерами в рамках совместных проектов.

Начало «китайской эпохи СЭЗ» связывается с 1984 г., когда было принято решение об открытии 14 городов-портов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически - это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс страны.

В настоящее время функционирование и развитие всех СЭЗ курирует одно из подразделений таможенной службы страны - агентство специальных экономических зон. Данная организация имеет представительства в каждой из СЭЗ и наделяется как консультативными, так и регулирующими функциями. Под ее контролем приморские «открытые» города все больше ориентируются также на обеспечение развития прибрежных регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких технологий равен 15%, подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из открытых городов для иностранных инвесторов - 10% и др.).

Особое место в экономике страны играют портовые комплексы, специализирующиеся по условиям СЭЗ на обороте рудного сырья, металлургической продукции, стройматериалов и энергоносителей.

 

Портовая инфраструктура - ключевой элемент портовых СЭЗ

 

В настоящее время «открытые» порты получили значительные льготы в проведении экономической политики Китая. Через активно взаимодействующие с ними местные представительства департаментов СЭЗ они получают временные или постоянные полномочия по корректировке объемов льгот и налогов. Полученные преференции по каждой конкретной СЭЗ закрепляются в специальных постановлениях, действующих определенное время.

За счет эффективного использования льгот «открытые» города-порты показывают производительность на 2/3 выше среднекитайского уровня и обеспечивают до 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов.

В большинстве приморских провинций Китая реализуются программы средне- и долгосрочного развития портовой инфраструктуры (табл. 1). Основным источником их финансирования является частный капитал, причем в последние несколько лет в нем начинают преобладать китайские вложения.

Регион

Содержание программы

Ключевые группы грузов

Сроки реализации, гг.

Ляонин

Повышение суммарного грузооборота морских портов с 150 до 560 млн. т в 2010-2030 г. Создании в р-не г.Далянь «Североазиатского международного логистического центра», удвоение грузооборота портов Инкоу и Хулудао

ЖРС, уголь, нефть, стройматериалы, продукция машиностроения

2008 - 2020

Фуцзянь

Строительство пяти морских портов, принимающих суда водоизмещением в 50-100 тыс. т, три из них с грузооборотом более 100 млн. т. Достижение суммарного грузооборота 600 млн. т

 

ЖРС, уголь, нефть, пищевые продукты

2006 -2030

Хэбэй

Повышение суммарного грузооборота к 2010 г. до 110 млн. т, к 2020 - до 130 млн. т

 

Уголь, ЖРС, нефть

2008 - 2020

Шаньдун

Повышение суммарного  грузооборота до  500 млн. т в 2015 г., до 800 млн. т - в 2030 г. Активное развитие комплекса в Лайчжоу, дублирующего Жижао

Энергоносители, металлы и их руды, стройматериалы, жидкости

2006-2030

Табл. 1.Региональные программы по развитию портовой инфраструктуры в приморских СЭЗ Китая. Источник: презентации проектов, Sogra, 2009 г.

 

Основные проекты по строительству новых и расширению существующих портовых комплексов в приморских СЭЗ Китая

Провинция Ляонин

Экономический лидер Северо-Востока Китая, пров.Ляонин осуществляет масштабную программу по развитию и модернизации существующей портовой инфраструктуры в комплексе с развитием наземной логистической сети. В ближайшие 10-15 лет в регионе должно появиться несколько сотен новых причалов, способных принимать суда водоизмещением от 20 до 300 тыс. т. Ключевые объекты инвестиций - порты Даляня, Хулудао и Инкоу (табл. 2).

Провинция Фуцзянь

Провинция Фуцзянь занимает выгодное географическое положение, находясь в центре океанского побережья Китая. Кроме того, она располагает мощной транспортной инфраструктурой, что позволяет ей считаться одним из наиболее развитых в стране регионов по внешнеэкономическим связям. Сбалансированная программа по строительству портовой инфраструктуры предполагает одновременное развитие нескольких крупных комплексов.

Город Тяньцзинь

Тяньцзинь является одним из трех городов центрального подчинения в Китая, одним из крупнейших портов и «морскими воротами» Пекина. Ключевым объектом приложения инвестиций в регионе считается строительство комплекса «Тяньцзинь-Южный» площадью 40 км2. Основными направлениями деятельности нового комплекса станет обработка таких грузов, как нефть и нефтепродукты, машины и оборудование.

Провинция Чжэцзян

На территории данного региона находится крупнейший интегрированный логистической комплекс Нинбо-Бэйлунь, включающий в себя несколько океанских портов, складскую инфраструктуру, железнодорожный терминал, пассажирский порт и несколько торговых комплексов. Руководство провинции собирается развивать в регионе и другие, более мелкие порты, и в первую очередь, Бэйлунь.

Провинция Шаньдун

Шаньдун является лидером среди приморских регионов Китая по количеству возводимых в настоящее время крупных океанских портов, в основном благодаря мощному потоку инвестиций со стороны местных энергетических, строительных, и горно-металлургических компаний, намеренных расширить доступ на мировой рынок.

Провинция Цзянсу

Цзянсу среди приморских районов Китая считается одним из мощнейших логистических центров в секторах рудного сырья, металлургической продукции и энергоносителей. Традиционным лидером среди океанских портов региона называется Ляньюньган (в китайском названии которого последний иероглиф означает «порт»), однако местные власти и бизнес также возлагают большие надежды на его альтернативу - активно развивающийся проект Янкоу-Наньтун.

Провинция Хэбэй

Северная провинция Хэбэй является китайским и мировым лидером по производству продукции черной металлургии, а ее портовая инфраструктура, естественно, «завязана» на работу с данными материалами и сырьем для них.

Провинция Хайнань

Остров Хайнань, несмотря на слабое, по сравнению с остальными приморскими провинциями КНР, развитие инфраструктуры, имеет блестящие перспективы развития, благодаря выгодному географическому положению, благоприятному климату и гигантским запасам природных ресурсов. В настоящее время, наряду с небольшим портом административного центра, г.Хайкоу, основным проектом региона в сфере морских перевозок является комплекс Янпу.

 

Провинция Ляонин

Порт

Инвестпрограмма

Ключевые группы грузов

Объем инвестиций (млрд. юаней)

Далянь

Строительство в р-не Цзинчжоу к 2015 г. 195 причалов, создание «Североазиатского международного логистического центра», прокладка железнодорожных магистралей общей протяженностью в 230 км, строительство крупных складских комплексов.

Стройматериалы, стальная продукция, машины и оборудование

5,7

(около $834,7 млн. по курсу на 18.12.09 юань - 0,1464 долл.)

Хулудао 

Строительство к 2020 г. 11 причалов, способных принимать суда водоизмещением в  20-50 тыс. т, доведение грузооборота до 20 млн. т

ЖРС, уголь

2,1

Инкоу

Строительство к 2012 г. 30 причалов, доведение грузооборота 16 млн. т

Стройматериалы,  уголь

0,6

Провинция Фуцзянь

Шиши

Строительство в 2009-2015 гг., причала, способного принимать суда водоизмещением в 100 тыс. т и нескольких более мелких причалов, контейнерного терминала площадью 480 тыс. м. кв

Стройматериалы, продукция машиностроения

0,2

Сямынь

Строительство восьми причалов, способных принимать суда водоизмещением в 50-100 тыс т, складов продукции, торговых комплексов, туристического центра. Доведение пропускной способности до 100 млн. т

ЖРС, уголь

-

Вэньчжоу

Строительство 12 новых причалов (пять из них - для судов водоизмещением до 50 тыс. т), доведение грузооборота до 20 млн. т к 2010 г., 40 млн. т к 2015 г. и 100 млн. т к 2030 г.

Руды металлов, уголь, продукция машиностроения, нефть

-

Фучжоу

Строительство к 2020 г. 93 новых причалов для судов водоизмещением в 20-150 тыс. т, доведение грузооборота до 100 млн. т в 2020 г.

Нефть, уголь, стройматериалы

4,8

Тяньцзинь

Тяньцзинь-Южный

Строительство нового портового комплекса  площадью в 40 км2, строительство восьми причалов, способных принимать суда водоизмещением в 50-100 тыс. т. Доведение к 2012 г. грузооборота до 40 млн. т

Нефть и нефтепродукты, машины и оборудование.

3

Провинция Чжэцзян

Нинбо-Чжоушань

Увеличение грузооборота до 610 млн. т (2010 г.) 890 млн. т (2020 г.), строительство 19 причалов для приема судов водоизмещением в 100 тыс. т и более.

Уголь, нефть, продукция машиностроения, стройматериалы

-

Бэйлунь

Строительство к 2011 г. одного причала для судов водоизмещением до 200 тыс. т, еще одного - до 50 тыс. т, доведение грузооборота до 20 млн. т/г.

Уголь

2,5

Провинция Шаньдун

Жижао

Увеличение грузооборота в 2010-15 гг. до 200-300 млн. т, в 2020-30 гг. до 300-550 млн. т, строительство 253 причалов, способных принимать суда водоизмещением от 20 до 300 тыс. т

ЖРС, руды металлов, стальной прокат, стройматериалы, энергоносители (уголь, нефть)

 

>10

Лайчжоу

Доведение грузооборота до 40-100 млн. т в 2015-2030 г, строительство 10 причалов для судов водоизмещением до 50 тыс. т

Уголь, нефть

2

Биньчжоу

Строительство к 2011 г. 50 причалов для судов водоизмещением в 30 до 100 тыс. т, доведение грузооборота до 20 млн. т

Нефть, уголь, продукция машиностроения

3

Иньтай

Строительство к 2015 г. семи причалов для судов водоизмещением в 30-100 тыс. т, доведение грузооборота до 16 млн. т

Нефть, уголь

-

Дунцзякоу (г. Циндао)

Строительство к  2015 г. 112 причалов для судов водоизмещением в 20-50 тыс. т и , доведение грузооборота до 20 млн. т

Нефть, жидкости

-

Провинция Цзянсу

Ляньюньган

Строительство к 2012 г. трех причалов для судов водоизмещением до 300 тыс. т, одного  - до 100 тыс. т, доведение грузооборота в 2010 г. до 120 млн. т, к 2020г. - до 300 млн. т

ЖРС, уголь

8

Янкоу-Наньтун

Строительство двух причалов для судов водоизмещением до 100 тыс.  т, одного до 300 тыс. т, доведение грузооборота к 2015 г. - 20 млн. т

Пищевые продукты, рудное сырье, нефть, стройматериалы, автомобили

-

Провинция Хэбэй

Таншань

Строительство к 2012 г. двух причалов  для судов водоизмещением до 100 тыс. т, двух - 70 тыс. т, одного - 50 тыс. т, доведение грузооборота до 50 млн. т

Уголь, ЖРС, продукция черной металлургии

4,5

Фэннань (Таньшань)

Строительство к 2012 г. четырех причалов  для судов водоизмещением до 50 тыс. т, 25 - для судов водоизмещением в 10 - 40 тыс. т, доведение грузооборота до 20,5 млн. т

Уголь, ЖРС, продукция черной металлургии

3,2

Провинция Хайнань

Янпу

Строительство к 2015 г. должно 56 причалов, способных принимать суда водоизмещением в 10-300 тыс. т, доведение грузооборота до 120 млн. т к 2015 г., до 200 млн. т к 2020 г.

Уголь, рудное сырье, стройматериалы

5,6

Табл. 2. Ключевые инвестпроекты  по развитию портовой инфраструктуры приморских СЭЗ в КНР с детализацией по регионам. Источник: презентации СЭЗ, обработано Sogra, 2009 г.

 

Таким образом, в развитие портовых СЭЗ Китая в настоящее время значительный вклад вносят производители и потребители рудного сырья, металлов и энергоносителей. В первую очередь, таким инвесторам интересны поставки угля, нефти и железной руды. Государство в данном случае выполняет лишь функцию регулятора, а также предоставляет соответствующие статусу СЭЗ льготы и преференции инвесторам. 

Отличительными особенностями китайских программ портовых СЭЗ в настоящее время являются:

- приоритет развития периферийных, дублирующих океанских терминалов, наряду с поддержкой имеющихся «лидеров», которые чаще всего наличествуют в единственном числе;

-  повсеместное (даже в относительно небольших портах) строительство инфраструктуры, способной принимать современные крупнотоннажные суда водоизмещением в 100 тыс. т и более.

Всего в настоящее время в КНР реализуется 21 проект портовых СЭЗ, что составляет основу проектов всех СЭЗ страны (30). Масштабы Поднебесной, конечно, поражают, и было бы вполне разумным использовать ее опыт как для реализации на китайском направлении российского проекта ПОЭЗ в Советской Гавани (Хабаровский край), так и для последующего формирования и всемерного расширения всей системы портовых ОЭЗ в нашей стране.

 


Частичное или полное копирование данного материала разрешается только с указанием гиперссылки www.sogra.ru и автора публикации