Консалтинговый портал
по ГДК, металлургии, ТЭК и логистике
English
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
German
Japanese
Korean
Portuguese
Russian
Spanish




Стройка века в никуда

Дата: 03.11.2009 17:17

 

В начале октября международное рейтинговое агентство Standard & Poor's изменило рейтинг Томской области с «негативного» на «стабильный». Уровень рейтинга региона подтвержден на уровне «B» с минусом. Конечно, это не «А», но все равно приятно. Добиться большего экономического позитива области мешает заторможенное развитие ряда инвестиционных проектов - прежде всего, в сфере транспорта и черной металлургии.

Как известно, на территории Томской области расположено крупнейшее в России железорудное месторождение - Бакчарское. Согласно результатам геологоразведки, его запасы по категории C2 составляют 50 млн. т, а по категории P1 - 500 млн. т. При этом потенциальные ресурсы данного железорудного узла оцениваются в 100 млрд. т.  Департамент финансов Томской области дает даже более крупную цифру - 390 млрд. т. Руды Бакчара легкообогатимые и содержат свыше 40% железа, что, на первый взгляд, делает разработку месторождения делом прибыльным и привлекательным.

Именно так рассудила ИФК «Метрополь», когда в 2007 году приобрела всего за 60 млн рублей у администрации Томской области 51% акций ООО «ТомГДК-Руда» - главного оператора проекта освоения Бакчарского железорудного проявления. Однако годом позже разразился мировой финансово-экономический кризис, цены на железную руду упали, и реализация проекта затормозилась. Похоже, теперь у инвестора возникли проблемы с областными властями, которые настойчиво сватают гигантское месторождение иностранным компаниям.

Как писал «Коммерсантъ», вице-губернатор Томской области Владимир Емешев назвал ошибкой продажу «Метрополю» контрольного пакета ООО «ТомГДК-Руда». Чиновник заявил: «в 2009 году мы должны подготовить сырьевую базу, показать запасы, а потом выбирать из числа наиболее серьезных инвесторов».

В этом году запасы Бакчара действительно были подтверждены ГКЗ, что позволяет Томской области получить в МПР РФ и Роснедр примерно 60 млн. руб. на продолжение геологоразведки и подготовить месторождение для предложения недропользователям после 20 декабря. К тому же, эксперты отмечают, что «федералы» в конце года могут отозвать лицензию на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых на Полынянском лицензионном участке Бакчарского железорудного проявления у ООО «Бакчарская сталь». Этой фирмой «Метрополь» владеет через дочернее ООО «Западно-Сибирская инвестиционная компания».

Кстати, любопытство вызывает тот факт, что в Томске имеется два предприятия под названием «Бакчарская сталь». Одно из них зарегистрировано по юридическому адресу ул. Белинского, 38; им руководит Александр Герасимов. Второе расположено на улице Косарева, 33Б; его гендиректор Юрий Зельвенский. Причем, если первым ООО владеет указанная выше «дочка» «Метрополя», ЗСИК, то контрольный пакет второй «Бакчарской стали» принадлежит гражданам Объединенного Королевства Великобритания и Северная Ирландия.

Впрочем, оффшорными схемами в современном российском бизнесе никого не удивишь. Удивление вызывает другое обстоятельство - тот консенсус, с которым и оператор проекта, и томские власти стремятся сбагрить Бакчар, несмотря на их показной конфликт. Так, «Метрополь» еще в середине 2008 года пытался перепродать лицензию на разработку Полынянского участка. В нынешнем году на месторождение привозили австралийцев и индийцев. «Черника» уже писала о переговорах, которые томский губернатор В.Кресс вел с министром нефти и природного газа Индии, а также представителями компании «Империал Энерджи» (см. «Вестник черной металлургии Дальнего Востока» №27).

«Сватались» к Бакчарской невесте и отечественные сталелитейные гранды: Evraz Group, «Северсталь», «Мечел», ММК и УГМК. Но, увы, иностранных инвесторов «хотелки» региональных властей не заинтересовали, а российские игроки к ним быстро охладели. И дело здесь, вероятно, не только и не столько в кризисе, сколько в экономическом состоянии и географическом положении самой Томской области. Ее удаленность от наиболее перспективного и емкого металлургического рынка, Азиатско-Тихоокеанского, мешает сделать из Бакчара экспортный мегапроект. Экономически развитые регионы тоже далеко от этого месторождения. К тому же, аппетиты черной металлургии Сибири еще, как минимум, лет пять не смогут «переварить» таких объемов железорудного сырья.

Транспортная составляющая проекта освоения Бакчарского узла вызывает большие сомнения: от морских портов его отделяют тысячи километров, а выход к Транссибирской магистрали призвана обеспечить тупиковая узкоколейка, требующая достройки. Для того чтобы сделать месторождение доступным, необходимо также завершить строительство автодороги Томск - Бакчар протяженностью свыше 200 км. На данной трассе нужно возвести два крупных моста через мощные сибирские реки Обь и Томь. Нельзя забывать о том, что более 85% территории региона по сей день относится к труднодоступным районам.

Таким образом, реализация проекта требует огромных инфраструктурных затрат, которые вызывают у частных компаний аллергию даже в относительно благополучные времена, не говоря уже о кризисном периоде. Видимо, именно поэтому «Метрополь» вбросил в деловую прессу мысль о том, что рассуждать о разработке запасов Бакчара можно только в рамках частно-государственного партнерства.

Понимая необходимость серьезных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры региона, власти Томской области, в свою очередь, пытаются создать проекту «стратегический имидж». Так, Владимир Емешев, заместитель губернатора по топливно-энергетическому комплексу заявил буквально следующее: «Это месторождение уйдёт к Федерации. Оно уйдёт как стратегическое месторождение. И с ним будет работать Москва, наверное».

Между тем, ни в каких списках стратегических активов федерального значения Бакчар не значится. Более того, если бы он угодил в них, то это автоматически поставило бы крест на возможности участия в его освоении иностранных инвесторов. Подобный расклад региональным властям совершенно невыгоден. Поэтому они до сих пор и придерживались тактики «дробления» железорудного узла на сравнительно небольшие участки - например, Полынянский представляет собой около 10% всего месторождения.

Что же изменилось теперь? Почему томские чиновники то заявляют о «замораживании» Бакчарской «стройки века», выдавливая из области «Метрополь», то жаждут переложить ответственность за проект на плечи федерального центра? Видимо, местные власти очень огорчены тем, что все заграничные «женихи» разбежались, завидев их железорудную «невесту» с ее грандиозными объемами. Поэтому они уже не опасаются делать шаги, ухудшающие и без того незавидную инвестиционную привлекательность томской черной металлургии.

Частичное или полное копирование данного материала разрешается только с указанием гиперссылки www.sogra.ru и автора публикации