Консалтинговый портал
ООО «ИРМИТА-КОНСАЛТ» по ГДК, металлургии, ТЭК и логистике
English
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
German
Japanese
Korean
Portuguese
Russian
Spanish




Железное сцепление

Дата: 20.10.2009 2:40

 

         Нынешняя поездка Владимира Путина в Пекин приурочена к 60-летию образования КНР и ее признания Советским Союзом. Однако переговоры, которые глава российского Правительства 13 – 14 октября провел со своим китайским коллегой Вэнь Цзябао, оказались отнюдь не церемониальными, а сугубо конкретными и деловыми.

В частности, как сообщает РИА «Новости», в их присутствии министр транспорта России Игорь Левитин, президент РЖД Владимир Якунин и министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь подписали меморандум «О взаимопонимании в области организации и развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на территории РФ».

Данное соглашение может помочь решить давнюю проблему организации евразийского транзита грузов из Китая в Европу и обратно по Транссибу. Сейчас он по ряду причин крайне затруднен, а значит, наша страна недополучает огромные доходы.

Расшить «узкие места» трансграничных транспортных коммуникаций призвана и новая «Программа сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР». Напомню, Президент РФ Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао одобрили ее 23 сентября в ходе их встречи в Нью-Йорке. Этот документ, который на прошлой неделе опубликовала газета «Ведомости», предусматривает реконструкцию и обустройство ряда международных пунктов пропуска, включая «Забайкальск – Маньчжурия», «Пограничный – Суйфэньхэ», «Нижнеленинское – Тунцзян» и т.д.

Указанные транспортные каналы напрямую связаны не только с ростом товарооборота между Китаем и Россией, но и с развитием черной металлургии Восточной Сибири и Дальнего Востока. Так, строящийся железнодорожный мост через реку Амур «Нижнеленинское – Тунцзян», который соединит Еврейскую автономную область и провинцию Хэйлунцзян, является неотъемлемой частью проекта создания горно-металлургического кластера в Приамурье. По нему будут экспортироваться в КНР излишки продукции комбината, который возводится на базе Кимкано-Сутарского железорудного месторождения в Еврейской автономии.

Помимо вопросов интеграции транспортных систем двух сверхдержав, «Программа сотрудничества на 2009-2018 гг.» перечисляет конкретные горнодобывающие проекты, которые Москва и Пекин планируют развивать рука об руку. К ним относятся освоение Березовского железорудного месторождения, Чинейского месторождения медных и титаномагнетитовых руд в Забайкальском крае, а также разработка Мгачинского каменноугольного месторождения на Сахалине. На Камчатке совместно с китайцами предполагается осваивать Крутогоровское месторождение каменного угля и налаживать безотходную переработку Халактырских титаномагнетитовых песков, а в Чукотском автономном округе – разрабатывать Беринговский каменноугольный бассейн.

Ключевым и наиболее выгодным для отечественной экономики объектом российско-китайского сотрудничества в области черной металлургии можно назвать строительство Дальневосточного горно-металлургического комбината на основе вышеупомянутого Кимкано-Сутарского месторождения железных руд. Его отличие от большинства перечисленных в Программе проектов заключается в том, что производство продукции с высокой добавленной стоимостью (железа прямого восстановления) будет осуществляться на территории России.

Будем надеяться, что реализация данного международного акта не станет игрой в одни ворота. Ведь, в соответствии с Программой, наша страна также будет участвовать в развитии китайской металлургии. Например, в совместном комплексном освоении полезных ископаемых в городе Ичунь провинции Хэйлунцзян, предполагающем производство железного и свинцово-цинкового концентрата мощностью 1,5 млн. тонн в год.

Кроме того, российская сторона проявила интерес к угольной промышленности приграничных регионов КНР. Она намерена приобщиться к проектам расширения коксохимического комбината годовой мощностью 1 млн. тонн в городе Читайхэй (пров. Хэйлунцзян), а также производства кокса технологией быстрого пиролиза и методом твердого теплоносителя бурого угля ежегодной мощностью 1,2 млн. тонн в г. Тунляо (Автономный район Внутренняя Монголия).

Будучи Президентом России, Владимир Путин активно призывал к увеличению товарооборота с Китаем в 2010 году до $60-80 млрд. Однако на протяжении нескольких лет процесс экономического сотрудничества двух стран тормозили различные факторы. Быть может, именно «Программа сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР» послужит той «педалью сцепления», выжав которою, Москва и Пекин смогут перейти к ускоренному сближению. Ведь, как известно, пока нет сцепления, на газ давить бесполезно.

 

 

Частичное или полное копирование данного материала разрешается только с указанием гиперссылки www.sogra.ru и автора публикации